В столичной школе стюардесс, где готовят персонал для полетов на бизнес-джетах, конкурс — как в театральное училище. Но есть одно отличие, уверяет моя собеседница: сюда не принимают по блату — слишком строгие требования. Как выяснил корреспондент «Труда», тут требуются знание иностранных языков, правил этикета, жесткая дисциплина и строгое соблюдение диеты. Кто же проходит такой отбор? Об этом мы расспросили Екатерину ДЕГТЯРЕВУ, генерального директора кадрового агентства и школы подготовки стюардесс для бизнес-авиации.
Маленькие, стремительные и суперкомфортные самолетики беспрепятственно летали по всем маршрутам даже тогда, когда мировой флот из-за пандемии застыл на земле. А что вы хотите? Служебные самолеты — привилегия, самое популярное средство передвижения сильных мира сего. Как правило, собственный флот бизнес-джетов имеют крупные компании, зачастую борт арендуется у брокеров. Цена часа полета на таком начинается с 1,5 млн рублей — и устремляется ввысь.
Естественно, к обслуживающему персоналу личного самолета особые требования. Достаточно сказать, что с кандидатом на должность проводит собеседование его владелец, а иногда и члены его семьи. И это после того, как служба безопасности изучила документы претендентки, информацию о ней в соцсетях и проверила ее на полиграфе. А дальше — обстоятельный разговор про то, чего девушке нельзя делать. Таких инструкций наберется на объемистый документ. Отдельный пункт трудового договора — конфиденциальность. В аэропортах и в отелях гео-локация в смартфоне должна быть отключена, селфи в стиле «я и Фукусима» категорически запрещены, как и любые фото из салона самолета. Рассказывать кому-то о составе пассажиров, маршруте и подробностях полета равносильно заявлению на увольнение. А терять этим девушкам есть что: зарплата — 3-8 тысяч евро в месяц и возможность увидеть лучшие уголки на Земле. Причем не из иллюминатора, как обычные, линейные стюардессы, а воочию. Ведь если заказчик рейса отправляется на неделю поплавать с китами, экипаж тоже не останется без экзотических впечатлений.
Стюардессы бизнес-джетов, как правило, говорят на нескольких языках, имеют высшее образование, подчас и не одно, безупречное здоровье и такую же биографию, загранпаспорт с действующими визами, свидетельство о профессиональном обучении. Личное обаяние, собранность и сообразительность тут, говорят, важнее модельной внешности. Хотя и негласные стандарты красоты имеются: крайне редко встречается размер одежды больше 44-го и вес больше 55 кг. Возраст соискательниц — от 18 до 40 лет.
Как правило, в бизнес-авиацию приходят из «Аэрофлота», уже поработав там в бизнес-классе. Востребованы стюардессы из «империал-класса» бывшей авиакомпании «Трансаэро». Девушкам других профессий адаптироваться сложно, проходят весь курс обучения и становятся стажерами буквально единицы.
А еще труднее даются навыки общения с очень требовательными пассажирами. Способность понимать людей и создавать обстановку психологического комфорта психологи называют «эмоциональным интеллектом». Так вот, без этого умения на борту бизнес-джета делать нечего. Популярный артист, обладатель множества наград и истероидного типа личности, любит закатить скандалы по поводу и без. Как и известный политик с ярко выраженными параноидальными чертами. Успокоить таких — целое искусство. Одна бизнес-леди в приступе аэрофобии в полете рвалась в кабину экипажа и требовала немедленной посадки. Даму удалось отвлечь разговорами о детях, внуках и их увлечениях…
На время рейса (а он может быть длительным) стюардесса — и хозяйка салона, и повар, и сомелье, и собеседник, и секретарь, и личный помощник пассажира. Девушкам случалось разыскивать в фешенебельных магазинах Лондона заказанную одежду или посуду с платиновым декором. Стюардесса помнит, что стол в салоне должен быть декорирован кожей ската, а в кресле ВИП-пассажира — дожидаться плед Hermes с личной монограммой. Она держит в памяти дни рождения и памятные даты всей его семьи как свои собственные и способна при необходимости придумать неожиданный подарок детям. Так, однажды в самолете летели на день рождения настоящий пони, что, как понимаете, создало массу проблем, и стая журавлей, которых потом выпустили в живую природу…
Стюардесса в любой точке мира может организовать аренду автомобиля, яхты, вертолета, обеспечить трансфер, арендовать виллу или номер в отеле, помочь с шопингом. Пик моды на бизнес-джеты случился лет 15 назад. Тогда полет был чем-то вроде приключения. Хорошим тоном считалось заказывать много алкоголя, икры и, к примеру, рульки. Теперь ЗОЖ проник и в эту сферу: в тренде — диетическое питание или что-нибудь домашнее вроде котлеток с пюре. Хотя основа питания на борту — меню хороших ресторанов и действительно редкие вина.
Не надо думать, что все полеты — сплошной праздник. Большинство рейсов подразумевают исключительно деловые поездки. Зачастую в такие места, где одна посадочная площадка и небольшой поселок нефтяников. Даже в этих спартанских условиях пассажирам нужно обеспечить привычный уровень комфорта. И бортовое питание, разумеется.
…Так много времени люди проводят вместе в рейсах, наверняка же возникают романтические отношения? Тем более есть примеры в новейшей истории. Вспомним хотя бы недавнюю свадьбу в Лефортово, где высокопоставленный узник связал себя узами брака со стюардессой. «Браки заключаются на небесах», — дипломатично комментирует наша собеседница, уходя от романтической тематики к деловой.
Чему и как учат в школе стюардесс Teamline и сколько это стоит? Кандидаты проходят летную медкомиссию (ВЛЭК), а затем тренинги по сервису, по использованию аварийно-спасательного оборудования, по оказанию первой медицинской помощи. Приглашенные специалисты обучают основам психологии, риторике, имиджу, визажу, этикету, искусству сомелье, основам высокой кухни, правилам сервировки и подачи блюд — и т. д. и т. п. Общая сумма затрат — 75 тысяч рублей. Ну, а о качестве обучения говорит вот такой показательный факт: после участия в авиа-салоне в Дубае к сотрудничеству с россиянками стали проявлять интерес авиакомпании стран Азии, Саудовской Аравии, ОАЭ.
До того как стать предпринимателем, Екатерина Дегтярева семь лет работала стюардессой в бизнес-авиации. Сейчас сфера ее интересов расширилась — это еще и создание семейного детского дома в Смоленской области. Восемь его воспитанников находятся под личным патронажем Екатерины.
Источник: Труд